Сасим Юлия Михайловна
Сасим Юлия Михайловна
Дни недели |
Часы работы |
Перерыв для отдыха и питания |
Понедельник |
10.30-19.00 |
13.00-13.30 |
Вторник Среда Четверг Пятница |
08.30-17.00 |
13.00-13.30 |
Работа по повышению профессионального уровня, работа с методической литературой: четверг с 10.00 - 13.00, 14.00 - 17.00
График консультаций педагога - психолога на 2022/2023 учебный год
РОДИТЕЛИ
|
ВТОРНИК, СРЕДА |
16.00-17.00 |
ПЕДАГОГИ |
ВТОРНИК СРЕДА ПЯТНИЦА |
08.30 – 9.30 12.00 -13.00 12.00-13.00 |
Информация для родителей
НАСИЛИЕ НАД ДЕТЬМИ В СЕМЬЕ
Насилие нередко встречается в семьях, где внешне всё хорошо. Нечасто можно увидеть домашнее насилие над детьми – любые действия или бездействие родителей или других взрослых, в результате которых наносится вред физическому и психическому здоровью ребёнка, создаются условия, мешающие его оптимальному развитию, а также нарушаются права ребёнка.
Факторы уязвимости детей:
1 – отсутствие информации о домашнем насилии у родителей и детей;
Ребёнок, с которым постоянно жестоко обращаются, не представляет себе, что может быть иначе. Он воспринимает происходящее как норму. Родители также не рассматривают телесные наказания, семейные скандалы как формы насилия в отношении детей.
2 – бессилие и зависимость детей;
Ребёнок зависит от родителей, авторитет которых для детей непререкаем. Маленький ребёнок не способен спрятаться от насилия. Но он испытывает страх от того, что его могут наказать, ударить, или от того, что видит, как папа бьёт маму. Ребёнок не в состоянии понять, почему самые дорогие люди причиняют боль ему или друг другу.
3 – изолированность детей;
Дети часто не знают, что могут рассказать о своих проблемах другим взрослым. Факты свидетельствуют: число несовершеннолетних, пострадавших и погибших от насилия со стороны родителей, растёт с каждым годом.
Воспитательные традиции большинства семей допускают использование в сложных ситуациях ремня, криков, угроз или побоев. Они считают нормой битьё детей. Те же принимают эстафету зла и даже не пытаются прервать её.
Определить масштабы насилия над детьми достаточно сложно. Родители, призванные защищать своих детей, часто молчат и не сообщают случаев жестокого обращения в семье. Соседи, родственники также молчат об этом. Зачастую становится известно о насилии, когда дети приходят с травмами или когда поведение их становится непонятным…
Виды насилия, их проявление и последствия:
Насилие, пережитое в детстве, не проходит бесследно. Плохие отношения, непонимание между взрослыми и детьми часто порождает «цепочку» осложнений у современных детей.
Физическое насилие – это избиение, подзатыльники, щепки, удары, прижигание горячим, удушение, утопление, вовлечение ребёнка в употребление алкоголя, наркотиков, а также отравляющих веществ или медицинских препаратов, вызывающих одурманивание.
Мы ужасаемся, когда видим или слышим о том, что детей утопили, сожгли, бросили. Но не обращаем внимания на то, как мать дёргает ребёнка за руку или даёт ему подзатыльник. А ведь это насилие.
Последствия физического насилия для ребёнка: ближайшие, отдалённые.
Ближайшие – характерные физические травмы и повреждения, а также изменения в эмоциональном состоянии ребёнка.
Страх. У маленького ребёнка из-за того, что он не знает, когда его будут бить в следующий раз, развиваются симптомы, обусловленные стрессом: тревога, головная боль, психосоматические расстройства. Для него характерна повышенная возбудимость, ожидание нападения, страх перед болью. Страх может проявляться в стремлении куда-то бежать, прятаться, а также в излишней заторможенности, внешнем безразличии. В любом случае ребёнок может быть охвачен тревогой, гневом.
Депрессия и суицидальное поведение. Дети постарше могут впадать в депрессию, могут чувствовать себя никчемными, становятся агрессивными к родственникам, сверстникам. Результатом могут стать увечья, суицид.
Побег из дома. Дети оказываются на улице, могут попасть в криминальную среду.
Отдалённые – различные заболевания, нарушения физического и психического здоровья.
Агрессивность и жестокость к окружающим. Дети способны применить насилие к любым другим людям с разными взглядами, расой. Даже просто к прохожим.
Асоциальное поведение. Результатом пережитой травмы может стать не только агрессивность, но и чрезмерная пассивность, отсутствие способности к самозащите. Эти дети нередко становятся жертвами преступления (порнография, торговля людьми).
Трудности в общении. Дети, пережившие любой вид насилия, испытывают трудности в социализации. Решение своих проблем чаще всего они находят в асоциальной среде.
Трудности в построении будущих семейных отношений. Люди, подвергавшиеся семейному насилию, не в состоянии проявлять заботу по отношению к взрослым. В большинстве своём проявляют насилие к членам семьи.
Психологическое (эмоциональное) насилие – постоянное вербальное или невербальное оскорбления ребёнка, обвинения, угрозы и унижения со стороны родителей. Это и демонстрация нелюбви и неприязни, предъявляемые ребёнку требования, не соответствующие его возрастным возможностям.
Психологическое насилие очень распространено. Наверно, нет ни одного человека, который бы ему не подвергался.
Мы назовём несколько основных способов поведения родителей, которые считаются психологическим насилием над ребёнком.
Последствия психологического насилия для ребёнка:
Сексуальное насилие – самый страшный вид насилия, который заключается в том, что ребёнок используется взрослым для получения сексуального удовлетворения.
Формы сексуального насилия:
Обычно от сексуального насилия страдают дети до 12 лет, чаще всего в возрасте 3-7 лет. Ребёнок не понимает, что с ним происходит, боится рассказать близким. К тому же насилие происходит чаще всего со стороны близких, родственников (инцест). Если родители никогда не говорили с ребёнком, как надо вести себя в подобных ситуациях, дети верят тому, что слышат, тем более, что насильниками могут быть отец, дедушка, дядя. Проблема инцеста носит скрытый характер. Мать отказывается верить ребёнку: «всё – ложь». Мать верит ребёнку, но никому об этом не рассказывает, боится, что посадят отца.
Последствия сексуального насилия:
Ближайшие:
Отдалённые:
Помощь детям:
Если детям верят и принимают адекватные меры, в большинстве случаев можно предотвратить последствия насилия для психического здоровья.
Как защитить ребёнка от сексуального насилия?
Лучший способ защитить детей – это вооружить их знаниями. Учить детей правилам безопасности надо постоянно, меняя формы и подходы по мере взросления ребёнка. Надо объяснять детям, что «нормальные» прикосновения отличаются от «ненормальных». Если взрослые прикасаются к детям, об этом надо сразу же сказать близким людям. Необходимо объяснять, какими приёмами может пользоваться взрослый, чтобы вовлечь ребёнка в сексуальные действия («это будет наш секрет»).
Если ребёнок пострадал от сексуального насилия, надо обязательно обратиться к специалисту, который может помочь и ему, и родителям. Ни в коем случае не стоит самостоятельно заниматься расследованием – об этом надо сообщить в правоохранительные органы.
Существует ещё один вид насилия над ребёнком.
Неудовлетворение основных жизненных потребностей ребёнка – нежелание или неспособность родителей удовлетворять нужды ребёнка, связанные с развитием его физических, эмоциональных и интеллектуальных способностей.
Формы неудовлетворения основных жизненных потребностей ребёнка:
Последствия неудовлетворения основных жизненных потребностей ребёнка:
Общие последствия всех видов насилия:
Четыре заповеди мудрого родителя:
Хотелось бы напомнить всем родителям о самых простых, но очень необходимых способах выражения родительской любви:
Рекомендации для родителей «Подготовка к школе»
В последнее время мы часто слышим о готовности детей к школе. Стало модным посещать специальные центры развития, «Школу дошколят». Когда и как начинать готовить ребенка к школе? Нужно ли это? Как подготовить до нужного уровня и не переусердствовать? Да и какой он - этот нужный уровень?
Ответы на эти вопросы, начну с того, что подготовка ребенка к школе - не столько дань современной моде, сколько важный и многоэтапный процесс в жизни дошкольника. Дети, пришедшие в школу неподготовленными, могут потратить долгое время на адаптацию, что скажется на настроении и уровне успеваемости. Чтобы было проще понять, в чем состоит готовность к школе, давайте пойдем от обратного.
Итак, ребенок считается НЕ готовым к школе, если он:
- настроен исключительно на игру. Ведущей деятельностью школьника является обучение. При поступлении в школу игра, как ведущая деятельность предыдущего периода детства, должна остаться в прошлом. Именно поэтому система подготовки к школе в центре «Первоклассник», например, больше ориентирована на стандартный способ обучения, с которым дети впоследствии встретятся в школе.
- недостаточно самостоятелен. Ребенок, подготовленный к школе, должен владеть элементарными навыками самообслуживания. Дети, посещавшие до школы детский сад, обычно достаточно самостоятельны. Также развить данное качество ребенок может в специальных психологических группах.
- недостаточно развит психически. Для успешного обучения ребенок должен обладать определенным уровнем развития памяти, внимания, мышления, воображения и т.д. В психологии существуют специальные методики, направленные на исследование и, если требуется, развитие психических процессов ребенка.
- нарушение речи. Если учителю и другим детям не ясно, что говорит ребенок, у него могут возникнуть элементарные сложности с пониманием и, как следствие нежелание разговаривать. Для решения таких проблем с дошкольниками работают логопеды.
- не умение общаться со сверстниками. Умение контактировать со сверстниками - важный критерий психологической готовности ребенка к школе. Ребенок должен знать, что существуют определенные правила общения (вежливые слова, специальные обращения и т.п.). Дети могут не знать, что нельзя драться, что нельзя брать чужое без спроса. Дети могут не знать, что, когда кто-то падает со стульчика - это не только смешно, но и больно. Дети хотят общаться между собой, но необходимо помочь им делать это продуктивно для себя, не нарушая при этом границы другого.
Так как же подготовить малыша к школе?
Думаю, самым правильным будет обратиться в развивающий центр, где работают специалисты разного профиля, способные подойти к вопросу грамотно, а к вашему ребенку - индивидуально. Но и о домашней подготовке забывать, конечно, не следует. Вот некоторые полезные советы:
3.Обучайте ребенка выражать свои потребности словами. Дома вы понимаете его с полуслова или по выражению лица. Не стоит ждать того же от учителя или одноклассников. Просите дошкольника сообщать о своих желаниях словами, по возможности организуйте такие ситуации, когда ему нужно попросить о помощи незнакомого взрослого или ребенка.
Рекомендации родителям по налаживанию детско-родительских отношений
Развитие умения общения с детьми
– стройте взаимоотношения с ребёнком на взаимопонимании и доверии;
– контролируйте поведение ребёнка, не навязывая ему жёстких правил;
– избегайте, с одной стороны, чрезмерной мягкости, а с другой – завышенных требований к ребёнку;
– не давайте ребёнку категорических указаний, избегайте слов «нет» и «нельзя»;
– повторяйте свою просьбу одними и теми же словами много раз;
– для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию;
– помните, что чрезмерная болтливость, подвижность и недисциплинированность ребенка не являются умышленными;
– выслушайте то, что хочет сказать ребёнок;
– не настаивайте на том, чтобы ребёнок обязательно принёс извинения за поступок.
– уделяйте ребёнку достаточно внимания;
– проводите досуг всей семьёй;
– не допускайте ссор в присутствии ребёнка.
– установите твёрдый распорядок дня для ребёнка и всех членов семьи;
– снижайте влияние отвлекающих факторов во время выполнения ребёнком задания;
– избегайте по возможности больших скоплений людей;
– помните, что переутомление способствует снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности.
– не прибегайте к физическому наказанию! Если есть необходимость прибегнуть к наказанию, то целесообразно использовать сидение в определённом месте после совершения поступка;
– чаще хвалите ребёнка.
– постепенно расширяйте обязанности, предварительно обсудив их с ребёнком;
– не разрешайте откладывать выполнение задания на другое время;
– не давайте ребёнку поручений, не соответствующих его уровню развития, возрасту и способностям;
– помогайте ребёнку приступить к выполнению задания, так как это самый трудный этап;
– не давайте одновременно несколько указаний. Задание, которое даётся «особому» ребёнку, не должно иметь сложной инструкции и состоять из нескольких звеньев.
Поведение в процессе общения с детьми
Помните, нужно дать понять вашему ребёнку, что вы его принимаете таким, какой он есть. Старайтесь употреблять такие выражения: «Ты самый любимый», «Мы любим, понимаем, надеемся на тебя», «Я тебя люблю любого», «Какое счастье, что ты у нас есть».
Помните, что каждое ваше слово, мимика, жесты, интонация, громкость голоса несут ребёнку сообщение о его самоценности. Стремитесь создать у вашего ребёнка высокую самооценку, подкрепляя это словами: «Я радуюсь твоим успехам», «Ты очень многое можешь».
Помните, что родители, которые говорят одно, а делают другое, со временем испытывают на себе неуважение со стороны детей.
Помните, прежде чем начать общаться с вашим ребёнком, нужно занять такое положение, чтобы видеть его глаза. В большинстве случаев вам придется садиться на корточки.
Помните, что выражать своё отношение к поведению ребёнка нужно без лишних объяснений и нравоучений. Выберите правильное, своевременное обращение к нему, например: «Саша, Сашенька, сын, сынок…».
Помните, что необходимо проявлять полную заинтересованность к ребёнку в процессе общения. Подчеркивайте это кивком, восклицаниями. Слушая его, не отвлекайтесь. Сконцентрируйте на нём всё внимание. Предоставляйте ему время для высказывания, не торопите его и не подчеркивайте своим внешним видом, что это уже вам неинтересно.
Помните, что многие из тех установок, которые они получают от вас, в дальнейшем определяет их поведение. Не говорите своему ребёнку того, чего бы вы ему на самом деле не желали.
Помните, что в общении с детьми следует использовать разнообразные речевые формулы (прощания, приветствия, благодарности). Не забывайте утром приветствовать ребёнка, а вечером пожелать ему «спокойной ночи». Произносите эти слова с улыбкой, доброжелательным тоном и сопровождайте их тактильным прикосновением. Обязательно, хоть за маленькую услугу, оказанную ребёнком, не забывайте поблагодарить его.
Помните, нужно адекватно реагировать на проступки детей:
– спросите ребенка о том, что произошло, попытайтесь вникнуть в его переживания, выяснить, что явилось побудительным мотивом для его действий, и понять его;
– не сравнивайте ребёнка с другими детьми, например: «Сынок, посмотри, какой Миша молодец».
Помните, чтобы правильно организовать взаимоотношения с детьми в процессе общения, необходимо преодолевать:
– барьер занятости (вы постоянно заняты работой, домашними делами);
– барьер взрослости (вы не чувствуете переживания ребёнка, не понимаете его потребности);
– барьер «воспитательных традиций» (вы не учитываете изменившиеся ситуации воспитания и уровень развития ребёнка, пытаясь продублировать педагогические воздействия собственных родителей);
– барьер «дидактизма» (вы постоянно пытаетесь поучать детей).
Информация для педагогов
Рекомендации для воспитателей дошкольного образования по воспитанию дружеских отношений между детьми
Предлагаю вашему вниманию 10 пунктов, рекомендаций педагога-психолога воспитателю дошкольного образования, реализуя которые можно достичь значимых результатов в формировании уважительного отношения и дружбы между детьми в условиях детского сада.
Для начала проиллюстрируйте на конкретном случае, как можно пользоваться уголком мира. Например, в группе появилась новая заводная машина. Сергей и Саша оба хотят поиграть с ней. Предлагается сесть на коврик и обсудить, как можно поделиться. Возможно, кто-то сам захочет уступить. Если-нет, можно воспользоваться считалкой или бросить жребий. Обсуждается также продолжительность игры каждым ребенком.
Постепенно этот уголок станет символом дружбы, партнерства, доверия. Впоследствии предложение воспитателя сесть на коврике мира будет означать для детей обсудить и справедливо решить проблему.
Рассмотрим для примера, какой может быть реализация проекта «Поможем нашим меньшим братьям перезимовать». Воспитатель рассказывает детям о том, что зимой животные и птицы переживают тяжелые времена: им не хватает пищи, они мерзнут, часто становятся жертвами автомобилистов. Предлагает детям выразить свои предложения, как можно облегчить их жизнь. Принимаются любые предложения, в том числе и те, которые не могут быть реализованы. Из всего предложенного выбирают несколько, над которыми будет работать группа, например, чтобы привлечь внимание взрослых к проблеме, подготовить выставку рисунков о жизни животных зимой; изготовить кормушки для птиц и взять под контроль их постоянное наполнение семенами и крошками; взять за правило носить еду бездомным животным.
Далее предлагается детям самостоятельно решить, кто из них и чем хочет заниматься. Воспитатель предлагает определиться, кто из детей хочет рисовать, кто будет делать кормушки и, наконец, кто берет под свой контроль своевременное наполнение их семенами, крошками. Желательно зафиксировать детский выбор (с помощью специальных листовок или предложить детям вписать свои имена в список). Это нужно для того, чтобы лишний раз сосредоточить внимание детей на характере их выбора (без этого дети могут быстро забыть, что они собирались делать). Вся дальнейшая работа может быть завершена только при условии поддержки и непосредственной помощи воспитателя.