Родителям будущих первокласников
Как подготовить ребенка к школе (советы педагога-психолога)
В последнее время мы часто слышим о готовности детей к школе. Стало модным посещать специальные центры развития, «Школу дошколят». Когда и как начинать готовить ребенка к школе? Нужно ли это? Как подготовить до нужного уровня и не переусердствовать? Да и какой он - этот нужный уровень?
Ответы на эти вопросы, начну с того, что подготовка ребенка к школе - не столько дань современной моде, сколько важный и многоэтапный процесс в жизни дошкольника. Дети, пришедшие в школу неподготовленными, могут потратить долгое время на адаптацию, что скажется на настроении и уровне успеваемости. Чтобы было проще понять, в чем состоит готовность к школе, давайте пойдем от обратного.
Итак, ребенок считается НЕ готовым к школе, если он:
- настроен исключительно на игру. Ведущей деятельностью школьника является обучение. При поступлении в школу игра, как ведущая деятельность предыдущего периода детства, должна остаться в прошлом. Именно поэтому система подготовки к школе в центре «Первоклассник», например, больше ориентирована на стандартный способ обучения, с которым дети впоследствии встретятся в школе.
- недостаточно самостоятелен. Ребенок, подготовленный к школе, должен владеть элементарными навыками самообслуживания. Дети, посещавшие до школы детский сад, обычно достаточно самостоятельны. Также развить данное качество ребенок может в специальных психологических группах.
- недостаточно развит психически. Для успешного обучения ребенок должен обладать определенным уровнем развития памяти, внимания, мышления, воображения и т.д. В психологии существуют специальные методики, направленные на исследование и, если требуется, развитие психических процессов ребенка.
- нарушение речи. Если учителю и другим детям не ясно, что говорит ребенок, у него могут возникнуть элементарные сложности с пониманием и, как следствие нежелание разговаривать. Для решения таких проблем с дошкольниками работают логопеды.
- не умение общаться со сверстниками. Умение контактировать со сверстниками - важный критерий психологической готовности ребенка к школе. Ребенок должен знать, что существуют определенные правила общения (вежливые слова, специальные обращения и т.п.). Дети могут не знать, что нельзя драться, что нельзя брать чужое без спроса. Дети могут не знать, что, когда кто-то падает со стульчика - это не только смешно, но и больно. Дети хотят общаться между собой, но необходимо помочь им делать это продуктивно для себя, не нарушая при этом границы другого.
Так как же подготовить малыша к школе?
Думаю, самым правильным будет обратиться в развивающий центр, где работают специалисты разного профиля, способные подойти к вопросу грамотно, а к вашему ребенку - индивидуально. Но и о домашней подготовке забывать, конечно, не следует. Вот некоторые полезные советы:
- Создавайте ребенку ситуации, где он получал бы опыт общения со сверстниками (на детской площадке, в магазине, поликлинике и т.д.). К друзьям в детском саду он уже привык. А умеет ли он самостоятельно завязывать новые знакомства?
- Учите ребенка не теряться, когда его критикуют взрослые или дразнят дети. У ребенка должна быть выработана устойчивая положительная самооценка (он должен знать, что он - хороший, что бы он не сделал). Тогда на замечание или на низкую оценку учителя он будет реагировать не обидой, а желанием что-то изменить.
3.Обучайте ребенка выражать свои потребности словами. Дома вы понимаете его с полуслова или по выражению лица. Не стоит ждать того же от учителя или одноклассников. Просите дошкольника сообщать о своих желаниях словами, по возможности организуйте такие ситуации, когда ему нужно попросить о помощи незнакомого взрослого или ребенка.
- Старайтесь, чтобы ребенок привыкал работать самостоятельно, не требовал постоянного внимания и поощрения со стороны взрослого. Ведь на уроке учитель вряд ли сможет уделить каждому одинаковое внимание. Постепенно переставайте хвалить ребенка за каждый шаг в работе - хвалите за готовый результат.
- Приучайте малыша спокойно сидеть и работать в течение определенного времени. Включайте в распорядок дня самые разнообразные занятия, чередуя спокойную работу за столом с подвижными играми. Особенно это важно для возбудимого, подвижного ребенка. Постепенно он привыкнет к тому, что визжать и бегать можно в определенное, «шумное» время. Тогда и в школе он будет способен дождаться перемены.
- Прививайте ребенку элементарные навыки работы на уроке. Учите его правильно держать карандаш, ориентироваться на странице тетради или книги, внимательно слушать инструкцию и выполнять ее, отсчитывать нужное количество клеточек и т. д.
Рекомендации родителям по налаживанию детско-родительских отношений
Развитие умения общения с детьми
- Изменение поведения взрослого и его отношения к ребёнку:
– стройте взаимоотношения с ребёнком на взаимопонимании и доверии;
– контролируйте поведение ребёнка, не навязывая ему жёстких правил;
– избегайте, с одной стороны, чрезмерной мягкости, а с другой – завышенных требований к ребёнку;
– не давайте ребёнку категорических указаний, избегайте слов «нет» и «нельзя»;
– повторяйте свою просьбу одними и теми же словами много раз;
– для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию;
– помните, что чрезмерная болтливость, подвижность и недисциплинированность ребенка не являются умышленными;
– выслушайте то, что хочет сказать ребёнок;
– не настаивайте на том, чтобы ребёнок обязательно принёс извинения за поступок.
- Изменение психологического микроклимата в семье:
– уделяйте ребёнку достаточно внимания;
– проводите досуг всей семьёй;
– не допускайте ссор в присутствии ребёнка.
- Организация режима дня и места для занятий:
– установите твёрдый распорядок дня для ребёнка и всех членов семьи;
– снижайте влияние отвлекающих факторов во время выполнения ребёнком задания;
– избегайте по возможности больших скоплений людей;
– помните, что переутомление способствует снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности.
- Специальная поведенческая программа:
– не прибегайте к физическому наказанию! Если есть необходимость прибегнуть к наказанию, то целесообразно использовать сидение в определённом месте после совершения поступка;
– чаще хвалите ребёнка.
– постепенно расширяйте обязанности, предварительно обсудив их с ребёнком;
– не разрешайте откладывать выполнение задания на другое время;
– не давайте ребёнку поручений, не соответствующих его уровню развития, возрасту и способностям;
– помогайте ребёнку приступить к выполнению задания, так как это самый трудный этап;
– не давайте одновременно несколько указаний. Задание, которое даётся «особому» ребёнку, не должно иметь сложной инструкции и состоять из нескольких звеньев.
Поведение в процессе общения с детьми
Помните, нужно дать понять вашему ребёнку, что вы его принимаете таким, какой он есть. Старайтесь употреблять такие выражения: «Ты самый любимый», «Мы любим, понимаем, надеемся на тебя», «Я тебя люблю любого», «Какое счастье, что ты у нас есть».
Помните, что каждое ваше слово, мимика, жесты, интонация, громкость голоса несут ребёнку сообщение о его самоценности. Стремитесь создать у вашего ребёнка высокую самооценку, подкрепляя это словами: «Я радуюсь твоим успехам», «Ты очень многое можешь».
Помните, что родители, которые говорят одно, а делают другое, со временем испытывают на себе неуважение со стороны детей.
Помните, прежде чем начать общаться с вашим ребёнком, нужно занять такое положение, чтобы видеть его глаза. В большинстве случаев вам придется садиться на корточки.
Помните, что выражать своё отношение к поведению ребёнка нужно без лишних объяснений и нравоучений. Выберите правильное, своевременное обращение к нему, например: «Саша, Сашенька, сын, сынок…».
Помните, что необходимо проявлять полную заинтересованность к ребёнку в процессе общения. Подчеркивайте это кивком, восклицаниями. Слушая его, не отвлекайтесь. Сконцентрируйте на нём всё внимание. Предоставляйте ему время для высказывания, не торопите его и не подчеркивайте своим внешним видом, что это уже вам неинтересно.
Помните, что многие из тех установок, которые они получают от вас, в дальнейшем определяет их поведение. Не говорите своему ребёнку того, чего бы вы ему на самом деле не желали.
Помните, что в общении с детьми следует использовать разнообразные речевые формулы (прощания, приветствия, благодарности). Не забывайте утром приветствовать ребёнка, а вечером пожелать ему «спокойной ночи». Произносите эти слова с улыбкой, доброжелательным тоном и сопровождайте их тактильным прикосновением. Обязательно, хоть за маленькую услугу, оказанную ребёнком, не забывайте поблагодарить его.
Помните, нужно адекватно реагировать на проступки детей:
– спросите ребенка о том, что произошло, попытайтесь вникнуть в его переживания, выяснить, что явилось побудительным мотивом для его действий, и понять его;
– не сравнивайте ребёнка с другими детьми, например: «Сынок, посмотри, какой Миша молодец».
Помните, чтобы правильно организовать взаимоотношения с детьми в процессе общения, необходимо преодолевать:
– барьер занятости (вы постоянно заняты работой, домашними делами);
– барьер взрослости (вы не чувствуете переживания ребёнка, не понимаете его потребности);
– барьер «воспитательных традиций» (вы не учитываете изменившиеся ситуации воспитания и уровень развития ребёнка, пытаясь продублировать педагогические воздействия собственных родителей);
– барьер «дидактизма» (вы постоянно пытаетесь поучать детей).
Прием документов в первый класс
Положением об учреждении общего среднего образования, утвержденным постановлением Министерства образования от 19.09.2022 № 322;
Инструкцией о порядке учета детей в целях получения ими общего среднего, специального образования, утвержденной постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 24.08.2022 № 285;
письмом Министерства образования Республики Беларусь от 24.02.2023 № 02-01-14/2404/дс «Об организации приема в I классы учреждений общего среднего образования».
К сведению РОДИТЕЛЕЙ
Согласно пункту 3 статьи 151 Кодекса Республики Беларусь об образовании прием (зачисление) детей в I класс в учреждения общего среднего образования (далее – УОСО) осуществляется по достижении ими на начало учебного года возраста шести лет или по желанию одного из законных представителей ребенка с более позднего возраста.
По заявлению одного из законных представителей при наличии решения педагогического совета допускается прием (зачисление) в I класс ребенка, которому шесть лет исполняется в текущем календарном году.
В соответствии с частью первой пункта 1 статьи 151 Кодекса об образовании решением Новогрудского районного исполнительного комитета за всеми УОСО закреплены близлежащие дома (деревни, поселки) по микрорайону.
Согласно требованиям, установленным в пункте 6 статьи 150 Кодекса об образовании, прием (зачисление) в I классы УОСО осуществляется в соответствии с контрольными цифрами приема, наполняемостью классов, которые устанавливаются решением учредителя учреждения образования или уполномоченным им органом в соответствии с требованиями.
Преимущественное право при приеме (зачислении) в I классы имеют дети, проживающие в микрорайоне УОСО.
В приеме (зачислении) ребенка, проживающего в микрорайоне УОСО, может быть отказано только по причине отсутствия в нем свободного места. При наличии свободных мест в УОСО могут приниматься дети независимо от места их жительства.
ДЛЯ ДЕТЕЙ, ПРОЖИВАЮЩИХ В МИКРОРАЙОНЕ
Прием документов в I класс от законных представителей детей, которые проживают (зарегистрированы) на территории микрорайона, закрепленного решением Новогрудского районного исполнительного комитета от 15.02.2018 № 111, осуществляется в соответствии с графиком, который утверждается в каждом учреждении образования и предусматривает прием документов с понедельника по пятницу как в первую (с 8.00 до 13.00), так и во вторую половину дня (с 15.00 до 20.00), а также в субботу
с 12 июня по 15 августа
ДЛЯ ТЕХ, КТО НЕ ПРОЖИВАЕТ
В МИКРОРАЙОНЕ И ПРЕТЕНДУЕТ НА СВОБОДНЫЕ МЕСТА
Прием заявлений от законных представителей детей, не проживающих (не зарегистрированных) в микрорайоне, обеспечивается в соответствии с порядком установленным в письме Министерства образования Республики Беларусь от 24.02.2023 № 02-01-14/2404/дс «Об организации приема в I классы учреждений общего среднего образования».
Законные представители в период с 12 июня по 15 августа
должны подать ЗАЯВЛЕНИЕ во время приема граждан руководителя учреждения образования (лица, исполняющего обязанности руководителя УОСО).
Прием ДОКУМЕНТОВ от законных представителей детей для зачисления в I класс УОСО на свободные места осуществляется в порядке очередности подачи заявлений в период с 16 по 28 августа
ПЕРЕЧЕНЬ ДОКУМЕНТОВ
необходимых для предоставления:
заявление на имя директора одного из законных представителей ребенка (заполняется при подаче документов);
свидетельство о рождении;
медицинская справка с заключением медицинской комиссии о функциональной готовности ребенка к обучению;
заключение ЦКРОиР о программе обучения (для детей с особенностями психофизического развития).
Дополнительную информацию можно получить на сайтах учреждений образования
Прием документов
в I класс проводится
с 12 июня по 15 августа
Развиваем ребёнка играя
Поступление ребенка в первый класс - это очень волнительное событие для каждого родителя. Родители переживают, хорошо ли готов ребёнок к школе? А потому стараются начать подготовку к учёбе заранее.
В помощь родителям предлагаем развивающие задания для будущих первоклассников по подготовке детей к школе, которые позволят в игровой и занимательной форме получить и закрепить знания.
Нажмите на ссылку и скачайте данный материал.