Современные подходы к экологическому образованию детей дошкольного возраста

Чем более мы берём от мира, тем менее мы оставляем в нём,

и в конечном итоге мы вынуждены будем оплатить наши долги

в тот самый момент, который может оказаться неподходящим для того,

что бы обеспечить продолжение нашей жизни.

ВИНЕР 

Проблема энергосбережения сегодня превратилась в одну из важнейших общечеловеческих проблем. Рациональное и экономное использование природных ресурсов и сокращение вредных выбросов в атмосферу приобретают большое значение в современном обществе. Все с большой тревогой в средствах массовой информации говорят о необходимости изменения отношения к природе и ее ресурсному потенциалу, повышение эффективности использования энергии. Постепенно человечеством осознается необходимость перехода от потребительского отношения к совместному гармоничному развитию общества и природы. И поэтому главным здесь является экологическое образование, а также привитие навыков бережливого отношения к энергоресурсам, которыми располагает человечество.

Началом формирования рационального отношения к природным ресурсам по праву можно считать дошкольное детство, когда закладывается фундамент осознанного отношения к миру, накапливаются яркие эмоциональные впечатления, которые остаются в памяти надолго, порой на всю жизнь. 

Формирование основ экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста в условиях игровой модели

Главной целью экологического воспитания является формирование экологической культуры, под которой следует понимать совокупность экологического сознания, экологических чувств и экологической деятельности.

Экологическая культура, в свою очередь, является неотъемлемой частью общей культуры человека и включает различные виды деятельности, а также сложившееся в результате этой деятельности экологическое сознание человека, в котором следует различать внутреннюю экологическую культуру (интересы, потребности, установки, эмоции, переживания, чувства, эстетические оценки, вкусы, привычки) и внешнюю (поведение, поступки, взаимодействие).

Основы экологической культуры могут быть заложены лишь в процессе общения с природой и педагогически грамотно организованной деятельности. Показателем сформированности экологической культуры дошкольника является его экологическая воспитанность, которая выражается в:

- усвоении норм и правил экологически обоснованного взаимодействия с окружающим миром, трансформация значительной их части в привычки;

- наличии потребности в приобретении экологических знаний;

- потребности в общении с представителями животного и растительного мира, сопереживание им, проявление доброты, чуткости, милосердия к людям, природе; бережное отношение ко всему окружающему;

- проявлении эстетических чувств, умения и потребности видеть и понимать прекрасное, потребности самовыражения в творческой деятельности;

- проявлении инициативы в решении экологических проблем ближайшего окружения.

Перед тем, как начать с детьми познавать природу педагогу необходимо подумать о том, как организовать образовательный процесс, что бы он стал увлекательным, полезным для всех его участников.     Взаимодействуя с детьми в течении многих лет, мы постепенно приходим к выводу, что существует определённая последовательность использования различных игр и занятий, в которых ребята приобретают опыт непосредственного познания природы. Особое место занимают игры по ТРИЗ-технологии, экологические игры Дж. Корнелла, а также И.А.Комаровой, С.Н.Николаевой, Е.А.Стреха, Г.Н.Казаручик, Л.П.Молодовой, А. А. Петрикевич и др.

      Какими бы разными ни были игры, используемые нами, все они позволяют превратить процесс обучения в приключение, стимулировать любопытство и концентрацию внимания ребёнка. Одни игры повышают интерес к природным объектам, другие – помогают систематизировать знания о природе, третьи – побуждают к творчеству. Таким образом, возникает твёрдая уверенность, что необходимо систематизировать их и объединить в структурно-функциональную модель.

      В связи с этим актуальной стала необходимость формировать у детей дошкольного возраста стремление и желание приобретать знания, умения и навыки и возможность их использования в жизни, включать в содержание образования поисковую деятельность. Мы определили главную задачу – поддержать и стимулировать любознательность и познавательную активность детей, пробуждать интерес и удовлетворять их потребность в познании природы.

Расширение познавательного опыта ребёнка должно означать не пассивное усвоение, каких либо определённых знаний, а прежде всего, творческий поиск информации на основе её переживания, осмысления. Это становится возможным лишь при условии возникновения и развития игровой деятельности, способствующей формированию экологической культуры. Именно в игре дети способны самостоятельно выбирать средства и способы действий, необходимые для приобретения той или иной необыденной информации.

      Перед тем как начать с воспитанниками природу, мы задумались о том, как организовать обучение, чтобы оно стало увлекательным и полезным. В этом помогли принципы Джозефа Корнелла, в основе которых лежат два основных чувства – уважение к детям и гуманное отношение к природе. Следование им дало прекрасный результат.

      Безусловно, процесс формирования экологической культуры требует особой организации содержания и методов работы с воспитанниками. Каким же образом нужно построить процесс игрового взаимодействия с ребёнком? Один из педагогических подходов к организации экологического образования детей в условиях учреждения дошкольного образования – разработка игровой модели, определение её содержания и технологии.

      Содержание разработанной нами модели направлено на активизацию детской любознательности, формирование интереса к разнообразным видам деятельности в природе, чувства радости от единения с ней. В условиях игрового взаимодействия воспитанники не только с большим интересом приобретают природоведческие знания, но и учатся вести поиск средств и способов решения проблемных ситуаций, расширяют багаж знаний о природе, находят им творческое применение.

      Накопленный опыт работы с детьми старшего дошкольного возраста по формированию основ экологической культуры, анализ отечественных и зарубежных методик экологического воспитания, игровой модели Г.Н.Никашиной позволили нам апробировать эффективность игровой модели формированию основ экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста.

Были выделены следующие задачи:

·       Создать игровое пространство, обеспечивающее формирование экологического сознания, экологически ориентированного поведения и гуманного природоохранного отношения старшего дошкольного возраста;

·       Развивать познавательные способности в процессе познания объектов природы;

·       Развивать игровую деятельность, способствующую формированию экологической культуры;

·       Строить процесс игрового взаимодействия с ребёнком, направленный на повышение уровня его экологической культуры;

·       Выявить эффективность использования модели формирования экологической культуры старших дошкольников.

При создании игровой модели определены следующие этапы:

концептуальный – обоснование теоретических основ формирования экологической культуры детей старшего дошкольного возраста (принципы экологического воспитания; составляющие экологической культуры; целеполагание [1, с.4-6]; организационный – моделирование структуры процесса экологического образования посредством игровой деятельности; содержательный – описание содержательного компонента сконструированной игровой модели; технологический - описание технологии используемых экологических игр.

Выделены также и структурные компоненты модели: мотивационно – целевой, содержательный, технологический, контрольно – регулятивный и оценочно – результативный.

Мотивационно – целевой компонент заключается в формировании основ экологической личности, где составляющими экологической культуры выступают: представления об объектах, явлениях живой и неживой природы и их взаимосвязях; умение использовать эти знания в поведении.

Содержательный компонент реализуется в игровой деятельности, влияющей на развитие у детей дошкольного возраста представлений о природе, о себе и осознании себя частью живой природы.

Технологический компонент – организация образовательного и воспитательного процессов на основе деятельностного подхода, который реализуется через различные виды экологических игр: игры – занятия, игры – презентации, игры – путешествия, игры – загадки, игры – исследования, дидактические и логические игры, игры – фантазирования и т.д. В структуру компонента включены несколько этапов, представленных следующими блоками: информационным, познавательно – исследовательским и творческим.

Первый этап направлен на активизацию детской любознательности; формирование интереса к разнообразным видам деятельности в живой и неживой природе; формирование чувства радости от единения с природой, нравственно – положительных переживаний, готовности принимать новое.

      Информационный блок представлен играми – занятиями для первичного ознакомления, играми – экскурсиями, играми путешествиями, дидактическими играми, играми – презентациями.

Второй этап характеризуется познавательно – исследовательским блоком, целью которого являются: приобретение знаний о природе; поиск средств и способов решения проблемно – игровых ситуаций, направленных на формирование практических навыков и умений в разнообразной деятельности в природе. На этом этапе предпочтение отдаётся играм – занятиям углубленно – познавательной и обогащающей направленности, играм – загадкам, играм – исследованиям, играм – предположениям, дидактическим, логическим играм, играм с природным материалом и др.

Третий этап – блок творческой интерпретации – ориентирован на систематизацию приобретённых впечатлений и знаний в процессе творческого и практического применения детьми имеющегося опыта познания объектов природы в различных игровых ситуациях. Содержание представлено игровыми комплексными занятиями с систематизацией и творческим применением знаний, сюжетно – ролевыми, творческими, театрализованными, режиссерскими играми, играми с перевоплащением, играми – фантазиями.

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ИГРОВОГО МАТЕРИАЛА ПО БЛОКАМ И ТЕМАТИЧЕСКИМ РАЗДЕЛАМ

Темы и задачи экологического воспитания

Информационный блок

Познавательно – исследовательский блок

Творческий блок

Неживая природа

Задачи: формировать представления о явлениях неживой природы; развивать интерес к разнообразным видам деятельности в неживой природе; воспитывать бережное отношение к объектам неживой природы.

Игры – путешествия: «Прогулка в лес», «Встреча с муравьём Кузей».

Игры – загадки Лесовичка [13,с.26-27]

Презентации: «Какая бывает погода», «небо. Явления природы», «Письмо планеты», Игра Дж. Корнелла «Жизнь камней»

Игра – дискуссия «Хорошо – плохо» [5,с.47].

Игры – исследования «Исследователи воздуха» [5,с.79], «Волшебная лаборатория» [5,с.89], игра – соревнование «Где живёт вода» [5,с.87].

Дидактические игры «Цепочка сезонов» [7,с.33], «Логическая цепочка» [12,с.49 - 51]

Презентация – викторина «Времена года».

Творческие игры «Путешествие волшебников» [5,с.103], «Проблемные вопросы» [5,с.106].

Игра – фантазирование «Если бы я был явлением природы» [12,с.47].

Сюжетно – ролевые игры: «Семья на реке», «Семья в лесу», «Семья у водоёма»

Растительный мир

Задачи: развивать умения и навыки гуманного обращения с растениями и стремление активного участия в их охране; формировать представления о различных растениях и взаимосвязях их с другими объектами природы; воспитывать бережное отношение к растениям и среде их обитания

Игры – путешествия: «В осеннем лесу», «Чудо-дерево» [10,с.172]

Презентации: «В лес на прогулку», «Грибы», и др.

Игра Дж. Корнелла «Знакомство с деревом»

Игра – соревнование «Кто больше назовёт фруктов и ягод» [5,с.31].

Игры – викторины: «Знатоки грибов» [5,с.36], «Кто больше знает о дереве» [4,с.38].

Словесная игра «Угадай дерево по описанию» [5,с.39]

Дидактические игры: «Дом для растений» [7], «Логическая цепочка» [12,с.49 - 51],

Игра – презентация «Лесовик» [10,с.121].

Игры Дж. Корнелла «Определение предмета», «Совы и вороны», «Найди пару»

Творческая игра «Цветные фигуры» [12,с.54 - 57]

Игра –сказка «Фрукты и овощи».

Игра – фантазирование «Если бы я был растением» [12,с.37]

Игра «Да - нет» (растительный мир) [12,с.69]

Сочинение лимериков «Если бы…, то…» [11,с.124 - 125]

Животный мир

Задачи: Развивать умения осуществлять элементарный уход за животными; формировать представления о видовых признаках групп животных и взаимосвязях их с другими объектами природы; воспитывать бережное отношение к животным и среде их обитания

Игра – путешествие с Кузей « Кто живёт в лесу» [13,с.91 - 156].

Презентации: «Мир животных», «Мир насекомых», «Домашние животные», «Птицы»

 

Игра – соревнование «Пищевые цепочки» [5,с.49].

Дидактические игры: «Собери вместе» [5,с.52], «Рассели птиц» [5,с.55], «Пирамида «Птицы»», «Зоологический стадион», «Зелёные карты», «Дом для животных» [7], «Логическая цепочка» [12,с.49 - 51], «Животный мир» [11,с.63].

Игра – викторина «Знатоки птиц» [5,с.56]

Игра – загадка «Экологичсеское лукошко «Аптека Айболита»»

Сказка – кроссворд «Животные» [10, 82 - 82]

Игры Дж. Корнелла «Что я за зверь», «Совы и вороны», «Найди пару»

Подвижная имитационно-подражательная игра «Если бы я был животным» [12,с.37],

Творческие игры: «Цветные фигуры» [12,с.54-57], «Бал животных».

Сюжетно – ролевые игры: «Семья в зоопарке», «Семья в которой жил хомяк», Игра «Да - нет» (животный мир) [12,с.68].

Сочинение лимериков «Если бы…, то…» [11,с.124 - 125]

Организм человека

Задачи: формировать представление о строении, функциях , защите органов чувств и условиях, от которых зависит здоровье организма человека, росте и развитии, неповторимости каждого человека; воспитывать внимательное отношение к своему здоровью

Игры – наблюдения: «Что могут наши помощники», «Что рассказали нам наши помощники», «Одинаковые, но разные» [8].

Игры – презентации: «Где живут витамины», «Секреты здоровья», «Организм человека»

Игра – путешествие «Путешествие в страну звуков»

 

 

Дидактические игры: «Твои помощники» [7], «Разрезные картинки», «Что внутри нас», «Внутренние органы» [8], «Узнай по запаху», «Какой овощ (фрукт) ты съел»

Игры Дж. Корнелла «Найти своего детёныша (запахи)», «Звуки природы», «Природные духи», «Сосчитай звуки».

Сюжетно – ролевые игры: «У доктора», «На прививку», «В магазине «Лакомка» [8], «Магазин «Здоровое питание»

Игры-фантазирования «Зеркало времени»

 «Машина времени» [11,с. 45]

Взаимосвязи в природе

Задачи: формировать представления о взаимосвязях в природе и природных сообществах, правилах поведения человека в природных сообществах; воспитывать уважительное отношение к уникальности каждого живого существа и ответственность за состояние природы ближайшего окружения.

Игры-путешествия с Кузей и Лесовичком: «Прогулка в лес», «Слова вежливости».

Игры – презентации: «Экологические ситуации», «Береги природу»

Игры Дж. Корнелла «Затопленный остров», «Предупреждающие знаки», «Благодарение»

Игра – рассуждение «Береги природу».

Игра – соревнование «Экологическая башня».

Дидактические игры: «Лесник», «Экологическая пирамида» [2,с.35], «Соседи, стройтесь» [54,с.34], «Логическая цепочка» [12,с.49], «Красная книга» [8,с. 27]

Игры Дж. Корнелла «Я собираю рюкзак», «Шерлок Холмс», «Пищевая цепочка», «Паутина жизни»

Игры Дж. Корнелла «Микропоход», «Кто я?», «Экологический кодекс земли», Игры – рассуждения: «Если бы я был явлением природы», «Заверши фразу».

Сюжетно – ролевая игра «Экополис»

Игра – КВН «Наш дом - земля»

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ

«Путешествие в Страну звуков»(игра - путешествие)

Цель: расширение знаний о явлениях живой природы.

Методика проведения:предложить отправиться в Страну звуков и послушать запись, Дети вслушиваются в звуки, затем называют (вой ветра, пение птиц, жужжание пчёл и т.д.)

Усложнение первого уровня: определить место, где можно услышать эти звуки.

Усложнение второго уровня: вычленить из многообразия звуков те, которые воспроизводятся объектами живой (неживой природы); есть ли там звуки «рукотворного происхождения»

«Прогулка в лес»(игра - путешествие)

Цель: формирование правильного отношения к лесным обитателям; расширение знаний о правилах поведения в лесу; упражнение в распознавании предупреждающих и запрещающих экологических знаков.

Материал:планшет с изображением лесной поляны, несколькими тропинками, на которых размещены предупреждающие знаки; силуэты детей, которых можно перемещать по лесным тропинкам; набор запрещающих экологических знаков в конверте

Методика проведения:в игре может участвовать группа детей, которые отправляются в лес на прогулку. На первом этапе следует провести ребят по тропинке, рассказать, что на ней находится, выставить соответствующие экологические знаки, помогающие соблюдать правила поведения в лесу.

Игра с мячом «Съедобное - несъедобное»

Цель:упражнять в классификации по выбранному признаку

Материал:мяч

Ход игры:водящий бросает мяч и называет предмет. Если предмет съедобный, то ловящий удерживает мяч, если нет, то отбрасывает.

Игра с мячом «Рыбы – птицы - звери»

Цель:упражнять в классификации по выбранному признаку

Материал: мяч

Ход игры:воспитатель бросает мяч ребёнку и произносит слово «птица». Ребёнок, поймав мяч, должен подобрать видовое понятие, например «воробей».

Игра – предположение «Береги природу»

На столе или наборном полотне картинки, изображающие растения, птиц, зверей, человека, солнца, воды и т.д. Воспитатель убирает одну из картинок и дети должны рассказать, что произойдёт с оставшимися живыми объектами, если на Земле не будет спрятанного объекта. Например: убирает птицу – что будет с растениями, остальными животными, человеком.

Игра – рассуждение «Что было бы, если из леса исчезли…»

Воспитатель предлагает убрать из леса насекомых:

- Что бы произошло с остальными жителями? А если бы исчезли птицы? А если бы пропали ягоды? А если бы не было грибов? А если бы из леса ушли зайцы?

Оказывается, не случайно лес собрал своих обитателей вместе. Все растения и животные связаны друг с другом.

Дидактическая игра «Экологическая башня «Лес»

Цель: познакомить детей с понятием «пищевая цепь» и дать представление о цепях питания в лесу

Материал:

Первый вариант – плоскостной: набор карточек с иллюстрациями по четыре в каждом (например, лес – растение – травоядное животное - хищник)

Второй вариант: - объёмный: четыре разных по величине кубика, на каждой грани которых – иллюстрации леса (лес – гриб –белка – куница; лес – ягоды – ёж – лиса; лес – жёлуди – дикий кабан – волк и т.д.)

Методика проведения:на первом этапе дети играют совместно с воспитателем, начиная с любого кубика

Воспитатель: «Это гриб. Где он растёт? (В лесу.)» «Кто из зверей питается в лесу грибами?» (Белка) «Есть ли у неё враги?» (Куница.) Далее ребёнка предлагается составить пищевую цепь из названных объектов и объяснить свой выбор. Показать, что если убрать один из компонентов пищевой цепи (например, гриб), то вся цепь распадётся.

На втором этапе дети играют самостоятельно. Им предлагается составить свою экологическую башню.

На третьем этапе организуются игры соревнования: кто быстрее составит башню, в которой есть, например, ёж или волк.

Дидактическая игра «Пирамида «Птицы»

Цель: Сформировать представление о простейших цепях питания птиц в природе, закрепить знания об условиях, необходимых для роста растений в жизни животных.

Материал:

Первый вариант: - плоскостной: набор карточек разного цвета (жёлтых, синих, красных, чёрных), моделирующих условия, необходимые для роста растений и жизни животных; наборы из трёх карточек с различными иллюстрациями растений и птиц (например, сосна – сосновая шишка - дятел).

Второй вариант – объёмный – набор из семи кубиков, где первый-четвёртый кубики разного цвета, обозначающие условия, обозначающие условия, необходимые для жизни растений и животных; пятый – растения; шестой – корм птиц; седьмой – птицы(например: рябина – ягоды рябины – снегирь; ель – еловая шишка – клёст; дуб – жёлуди - сойка)

Методика проведения: по аналогии с игрой «Экологическая башня «Лес», однако, при составлении пирамиды необходимо обратить внимание на следующие правила: разноцветные кубики расставляются горизонтально, а три кубика с иллюстрациями растений и животных выставляются на эту горизонталь вертикально, один на один, с целью показа пищевых цепей в природе.

Дидактическая игра «Где что зреет?»

Цель: учить использовать знания о растениях, сравнивать плоды дерева с его листьями.

Ход игры: на фланелеграфе выкладываются две ветки: на одной – плоды и листья одного растения (яблоня), на другой – плоды и листья разных растений (например, листья крыжовника, плоды груши). Воспитатель задаёт вопрос «Какие плоды созреют, а какие нет?». Дети исправляют ошибки, допущенные при составлении рисунка.

Дидактическая игра «Волшебные экранчики»

Цель: развитие у детей умений упорядочивать предметы по свойству, понимать условность обозначений, анализировать, сравнивать предметы.

Материал: «Экран» с тремя окнами – прорезями, в которые вставляются ленты с условными обозначениями свойств. Ленты – полоски с изображением предметов с разной степенью выраженности свойств (яблоко большое, среднее, маленькое)

Правила и ход игры: Воспитатель вставляет изображение предмета в первом окне. Предлагает подобрать «семейку» - построить упорядоченный ряд.

Например: большой круг, затем средний, маленький. 

В начале освоения игры содержание конструируется специально: выбирается свойство, подбираются картинки с ярким проявление свойств, подбираются картинки с ярким проявлением свойства. В дальнейшем можно использовать изображения с несколькими свойствами. Например, в первом окне красное яблоко, во втором и третьем окнах – разные по форме, цвету, размеру яблоки. Дети обсуждают, как построить ряд, какое свойство выбрать.

 

ДЖОЗЕФ КОРНЕЛЛ. ИГРОВАЯ ЭКОЛОГИЯ

Знакомство с деревом

Разбейтесь на пары. Завяжите вашему партнеру  глаза  и подведите его к любому понравившемуся вам дереву. Степень углубления в лес зависит от возраста детей и их способности ориентироваться. Для всех, кроме самых маленьких, 20 - 30 метров не будут слишком большим расстоянием.

Помогите «слепому» ребенку исследовать дерево и почувствовать его уникальность, давая конкретные указания. Например, если вы просто скажете ребенку «почувствуй дерево», он не проявит такого интереса, как в том случае, если услышит предложение потереться щекой о кору дерева. Не приказывайте «исследуй дерево», а спросите: «Это дерево живое? Ты можешь обнять его? Оно старше тебя? Можешь ли ты найти то, что растет на этом дереве? Есть ли на нем признаки присутствия животных? Лишайники?»

Когда ваш партнер закончит исследование, отведите его на то место, откуда вы начали путешествие, но другим путем. (Эта часть игры особенно интересна тем, что ведущие стараются провести своих партнеров через поваленные деревья и чащобы, которые можно было бы легко обойти.) Затем снимите повязку и дайте игроку найти СВОЕ дерево с открытыми глазами. Ребенок неожиданно для себя обнаружит, что теперь перед ним не лес, а множество совершенно разных деревьев.

«Я собираю рюкзак»

Место проведения: группа, лес.

Ход игры: Дети садятся в круг. Им зачитывается список предметов, которые они могут взять в поход ( 2 раза, медленно). В списке может быть от 15 до 20 предметов, а так же от 2 до 5 предметов, без которых невозможно обойтись в походе. Затем каждый называет, например по 10 предметов, которые необходимы. После того, как все назвали, - все вместе объясняют, почему именно эти предметы. В список можно включить, например, вода, фонарь, телефон, компас, котелок.

«Шерлок Холмс»

Материалы: толстые нитки или шнур, колышки для обозначения площадки.

Ход игры: Предварительно ведущий обозначает контуры площадок размером 60 х 60 см.

I этап. Каждая команда получает задание запомнить все природные объекты, которые находятся на данной площадке.

II этап. Команды меняются площадками и делают до 5 изменений на площадке соперника.

III этап. Команды возвращаются на свои площадки и стараются найти все изменения.

«Кто я?»

Прикрепите картинку с изображением какого - нибудь животного к спине одного из детей. (Ребёнок не должен видеть что изображено) Попросите его повернуться спиной к остальным детям, что бы они смогли увидеть картинку. Задача ребёнка – выяснить, в какое животное он «превратился». Для этого он должен задавать другим детям вопросы, на которые те могут отвечать только «да», «нет», «может быть»

Игра «Почва - вода»

Разделите детей на две группы и постройте в две шеренги на расстоянии двух метров друг от друга. Одна шеренга – это «почва», вторая шеренга – это «вода».

·       Первая часть игры - почва песчаная: дети, изображающие почву, встают на расстоянии вытянутой руки друг от друга. По сигналу ведущего «капельки воды» должны пройти сквозь строй «почвы» и остановиться. Ведущий задаёт вопросы: «Легко ли капелькам воды просочиться сквозь песчаную почву?» «Успевают ли растения, растения, растущие на такой почве, насытится водой?»

·       Вторая часть игры – почва глинистая: дети, изображающие почву, встают, плотно прижавшись друг к другу. «Капельки воды» должны просочиться сквозь строй «почвы». Если дети, изображающие «почву», стоят плотной стеной, то это удаётся немногим. Ведущий снова задаёт те же вопросы.

·       Третья часть игры – почва садовая: дети, изображающие почву, встают на расстоянии согнутого локтя. «Капельки воды» снова просачиваются через «почву». Затем отвечают на те же вопросы.

После игры поговорите с детьми о скорости проникновению воды сквозь разные типу почв.

 

Сохраним лес - дадим вторую жизнь бумаге

поделиться в: